• О проекте таможенного кодекса Евразийского экономического союза

    25 мая 2015

    Таможенный кодекс Евразийского экономического союза полностью упразднит бумажный документооборот и исключит факторы усмотрения в таможенных правоотношениях (по материалам конференции «Таможенный кодекс Евразийского экономического союза: будущие реалии для таможни и бизнеса в сфере ВЭД», 19 февраля 2015 г., Санкт-Петербург).

     19 февраля 2015 года в Санкт-Петербурге состоялась Конференция «Таможенный кодекс Евразийского экономического союза: будущие реалии для Таможни и бизнеса в сфере ВЭД». В ней приняли участие ведущие таможенные операторы, юристы грузовладельцы. Адвокатское бюро Санкт-Петербурга «Инмарин» так же не могло пройти мимо данного мероприятия, осветившего существенные изменения в таможенном законодательстве, ожидающие Россию в 2016 году.

    В настоящий момент на уровне Евразийской Экономической Комиссии, с участием законодательных органов и участников отраслевого бизнеса, производится согласование Таможенного кодекса Евразийского Экономического Союза (далее – «ТК ЕЭС»). Данный документ должен стать единым, унифицированным источником норм таможенного права, которые будут действовать в странах – участниках  Евразийского Экономического Союза (далее – «ЕЭС»), а именно в России, Белоруссии, Казахстане, Кыргызской Республики и Армении. Данный нормативный правовой акт будет соответствовать положениям Договора о ЕЭС, который был заключен в мае 2014 года.

    Новый кодекс будет направлен на существенную либерализацию процессов таможенного оформления грузов и транспортных средств, на переосмысление и уточнение прав, обязанностей и требований к участникам таможенного дела, а так же на, практически, полный уход от влияния человеческого фактора на эффективность таможенного оформления.

    Либерализация процессов таможенного оформления 

    Самой важной и, безусловно, долгожданной новеллой в ТК ЕЭС является полный уход таможни от бумажного документооборота, и переход на электронные системы подачи документов. Безусловно, в действующем ТК ТС, а так же инструкциями по оформлению таможенных деклараций, так же предусмотрена подача электронной декларации, однако, использование ее бумажной версии не только допускается, а, иногда, и приветствуется.

    По ТК ЕЭС подача декларации на все виды товаров и транспортных средств должна будет осуществляться исключительно в электронной форме, а бумажная версия декларации допустима к подаче исключительно в случае действия обстоятельств непреодолимой силы (например, сбой в электронной системе декларирования). Между тем, важно отметить, что за представленную свободу придется «платить»: количество граф в декларации увеличится, а декларантам придется через нее предоставлять большее количество информации, чем раньше.

    Дополнительным либеральным нововведением нужно считать нормы, по которым декларант имеет право не прикладывать к таможенной декларации полный пакет документов, на основании которых она была заполнена. Данный подход очень схож с тем, что действует сейчас в Европейском Союзе, когда грузовые и иные документы не требуются к предъявлению, если у таможенного органа отсутствуют на это существенные основания (например, производится таможенное оформление груза, входящего в группу повышенного риска неверного расчета таможенных платежей). Между тем, данное правило не затронет ситуации, когда предъявление документов необходимо по закону – при предъявлении товаров к оформлению с использованием преференций и освобождений от уплаты таможенных платежей. Право на такие преференции у декларанта должно быть подтверждено документально. Таким образом, таможенное оформление будет облегчено, в первую очередь, для участников ВЭД, в полном объеме оплачивающих таможенные платежи. В отрасли морского и речного транспорта это относится к импортерам из развитых стран, декларантам, оформляющим ввоз морских судов для регистрации в РМРС, либо в рамках временного ввоза.

    Судовладельцы, осуществляющие ввоз флота в РФ, безусловно, оценят намерения ЕЭС развивать в рамках таможенных органов «принцип одного окна»: все документы, поданные декларантами, автоматически будут доступны иным уполномоченным органам исполнительной власти, в том числе, в морских портах. Таким образом, при приходе судна в порт, капитан подает пакет документов лишь однажды, после чего с ним знакомятся не только таможенные органы, но и санитарный контроль, миграционная служба, пограничная служба, и тд. В рамках, часто, сжатых сроков пребывания морских судов в Российских портах, «одно окно» может стать настоящим спасением от демереджа и незапланированных задержек судна.

    По новому ТК ЕЭС выпуск товаров будет возможен, при наличии обеспечения от декларанта – импортера, даже в случае разногласий по размеру таможенных платежей между ним и таможенными органами. Например, судовладелец или оператор производит ввоз морского судна, построенного по уникальному проекту, в РФ, в результате чего затруднительно в кратчайшие сроки определить его таможенную стоимость. В обмен на оплату обеспечения судовладельцем, судно может быть выпущено для внутреннего потребления в РФ и начинать свою работу (а, значит, и приносить прибыль декларанту), а не стоять в морском порту до момента разрешения спора о размере таможенных платежей между декларантом и таможней. Вообще, подход к обеспечению к ТК ЕЭС станет более гибким, например, декларанты получат право заменять один способ обеспечения на другой, в зависимости от их экономической ситуации.

    Одна из самых важных для отрасли морского и речного транспорта таможенная процедура, - временный ввоз, - так же претерпит некоторые изменения. В настоящий момент, срок временного ввоза составляет не более двух лет, и определяется таможенным органом на основании заявления декларанта. За каждый месяц нахождения товара (судна) в процедуре временного ввоза взимаются частичные таможенные платежи. В случае если срок, установленный таможенным органом для временного ввоза, нарушен, декларант на следующий же день обязан оплатить полную сумму таможенных платежей, как если бы судно выпускалось для внутреннего потребления. В новом ТК ЕЭС это условие изменится. По новым условиям, если срок согласованного с таможней временного ввоза нарушается, декларант просто продолжает оплачивать частичные таможенные платежи до момента вывоза судна из РФ. В полном объеме, как при процедуре выпуска для внутреннего потребления, платежи подлежат уплате исключительно в случае, если судно не вывезено из РФ в течение 2х лет процедуры временного ввоза.

    Уход от человеческого фактора 

    В рамках конференции организаторы неоднократно и с гордостью обращали внимание участников на то, что по новому ТК ЕЭС, а так же в рамках «новой жизни» таможенных органов в ЕЭС, таможенное оформление станет полностью автоматизированным, лишенным человеческого участия.

    Более не планируется предоставлять работникам таможни право самостоятельно принимать решения о выпуске, либо отказе в выпуске таможенных деклараций и товаров. Данное действие, якобы, будет проводиться автоматически, с учетом анализа декларации и документов системой управления рисками. Она же будет, без участия исполнителя, «общаться» с декларантами, запрашивать дополнительные документы, определять состав сведений, необходимых для предоставления по конкретному товару. Деятельность такой системы пока сложно оценить, однако можно задаться вопросом о том, как будет решаться вопрос об ответственности  таможенных органов перед декларантами и участниками ВЭД за ошибки и задержки при таможенном оформлении, а новый ТК ЕЭС данный вопрос не регулирует.

    На таможенные органы будет возлагаться функция по совершенствованию данной системы управления рисками, а так же по поиску «оснований для отказа в принятии таможенной декларации» (в настоящее время таможня ищет основания для того, чтобы декларацию принять). Так же таможенные органы будут консультировать заявителей по вопросам заполнения деклараций и оформления товаров, однако, не станут делать все за самих декларантов.

    Оценка перспектив 

    Несмотря на то, что до принятия ТК ЕЭС еще целый год, тенденции по улучшению фундаментальных аспектов таможенного оформления юристами должны приветствоваться, в том числе, и участниками индустрии морского и речного транспорта. Индустрия лишь выиграет, если, на практике, удастся сократить сроки таможенного оформления судов – средств международной перевозки, и грузов, которые они транспортируют.

    Между тем, на данном этапе имеется и ряд существенных опасений за функциональность выбранной системы в РФ, который связан, в первую очередь, с тем, что кроме правки и согласования ТК ЕЭС, в России не ведется какой-либо работы по уточнению, переработке и приведению в соответствие с ТК ЕЭС второго главного нормативного правового акта в России – Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ (ред. от 29.12.2014) "О таможенном регулировании в Российской Федерации". Несмотря на то, что ТК ЕЭС не вносит кардинальных изменений в подход к таможенному оформлению, разночтения и пробелы в порядке применения норм национального законодательства неизбежны. Это чревато задержками в таможенном оформлении грузов и транспорта, а, следовательно, и дополнительными расходами за простой, включая убытки по демереджу. Так же это может привести к наложению на декларантов штрафов, вызванных не знанием порядка таможенного оформления с их стороны, а так же тенденцией таможенных органов самостоятельно определять такой порядок, разный на каждой таможне.

    Члены адвокатского бюро Санкт-Петербурга «Инмарин» придерживаются мнения, что ближайшие несколько лет станут сложными для участников индустрии морского и речного транспорта, будь то грузовладельцы или судовладельцы. С 2016 года наступит переходный период, ведение деятельности в которой будет сопряжено с определенными таможенными рисками. «Инмарин» рекомендует при заключении международных контрактов предусматривать набор условий, распределяющих ответственность сторон за задержки в таможенном оформлении, что будет особенно актуально для владельцев «работающих» судов, импортеров и транспортных экспедиторов, чьи интересы напрямую зависят от своевременного таможенного оформления.

     

                                              ©Адвокатское бюро Санкт-Петербурга «Инмарин», 2015